tjorn: (Лето)
[personal profile] tjorn
Оригинал взят у [livejournal.com profile] vardanna в Преображение глины
Я же обещала выложить интервью с Любой Грачевой! И как нельзя кстати, между прочим, - мы с ней говорили ровно о том, что отзывается все эти дни. Ну вот, например, о том, зачем сознательно "быть добрым", даже если сам ты не всегда белый и пушистый.

- Зрители часто называют твой стиль «добрым» и «сказочным»: на твоих картинах птицы вьют гнезда в волосах улыбчивых домовых, ласковые девочки встречаются с единорогами, тихо и нежно улыбаются ангелы, радуются жизни коты, ежи и мышата. Но в жизни ты совсем не девочка-колокольчик, витающая среди облаков и радуг, скорее, сильная женщина с явными лидерскими качествами. Почему ты выбрала именно эти темы?

- Мне было важно преобразить глину, найти связь между этим материалом и великими мифами, согласно которым глина была той первоосновой, из которой был создан весь мир. Эти мифы – о преобразовании материи силой творчества, одухотворения. Участвуя в этом мифе, художник сам становится Творцом. Глина сама по себе ведь, прямо скажем, похожа на какашки и грязь. Когда плотную красную глину мнешь в руках, а она, будучи пластичной, принимает в пальцах форму характерных «собачьих радостей», иной раз думаешь: наверное, со стороны это неприятно смотрится. И самым простым было бы следовать по тому пути, который подсказывает природная фактура глины: создавать «какашечное» искусство. Насколько мне легче было бы поставить в выставочном зале несколько тазов с замешанной глиной, раздеться догола, устроить перформанс, самой перемазаться с ног до головы и зрителей измазать! Минутное дело, и я уже современный художник-перформер. Или налепить абстрактные кучки, быстренько обжечь, и получившиеся «лепехи» объявить метафорой нашей сегодняшней жизни. Ценители актуального искусства, наверное, мне бы за это «творчество» еще и платили. Но миссия художника на земле – воссоздавать высший замысел по преображению хаоса и некрасоты в гармонию и красоту. И я хочу, чтобы похожая на грязь и нечистоты глина, пройдя через руки художника – мои руки – стала выражать самые важные идеи и чувства: любовь, тепло сочувствия, утешение, веру в чудо, надежду. Поэтому я дала себе слово, что всю жизнь буду делать только добрые работы.

P1060004 - копия

Дальше - о том, зачем Любе в ее работе капроновые чулки и почему она никогда заранее не знает, как будет выглядеть работа после обжига.

- Люб, можешь объяснить мне одну странную вещь? На отчетных выставках нашего института искусств я из года в год вижу интересные работы студентов-керамистов. По хорошему, сейчас в городе должна быть как минимум пара десятков классных художников, работающих с глиной. Но их нет! Только твои выставки из зала в зал кочуют, и "сакральное знание" о твоей мастерской передается из уст в уста. Что за парадокс?
- Да нет никакого парадокса. Сейчас молодые художники в абсолютном большинстве «заточены» на быстрый успех. Если в первые же год-два, максимум три, они не начинают продавать своих работы, то им становится неинтересно заниматься этим направлением. Искусство для многих перестало быть средством познания себя и мира, а стало просто способом зарабатывания денег. А с пластовой керамикой такой подход невозможен. Только ученический процесс здесь займет, самое меньшее, шесть лет. Нужно и на технологическом, и на интуитивном уровне прочувствовать все свойства глины, изучить, как она будет себя вести при раскатывании ее на разную толщину, при придании той или иной формы. В первые шесть лет моего взаимодействия с глиной я не отправила в обжиг ни одной работы! Лепила, оценивала, что получилось, и сминала глину снова, и так бесконечно, каждый день. И не жалею об этом совершенно: искусство ничего не потеряло от утраты этих ученических работ. Зато я довела до автоматизма каждый этап в подготовке глины, нашла точные пропорции соединения глины с другими материалами, опытным путем выяснила необходимую степень ее влажности, чтобы она была ровно настолько пластична, насколько мне это нужно, сформировала свой стиль – и пластический, и тематический.

А потом еще шесть лет я занималась поиском цвета. Думаю, не все об этом знают, но керамист работает с цветом вслепую, интуитивно, никогда заранее не зная, что получится. Глазури, которые наносятся на работу перед обжигом, почти бесцветные, и нельзя предугадать, каким оттенком они проявятся после обжига в тысячу градусов. Сколько пластов мне пришлось отправить в брак в самом начале! Я покрывала работу глазурями в ожидании определенных цветов, а доставала из печи что-то совершенно страшное, аляповатое или очень темное. И даже сейчас, занимаясь керамикой профессионально больше двадцати лет, я только процентов на 80 могу предугадать, какие цвета появятся на моих картинах после обжига.

P1060006 - копия
- Это выглядит как рассказ самоучки, которому до каждой мелочи приходилось доходить своим умом и методом долгих проб и ошибок. Но ты ведь закончила «худграф», - разве там тебя не научили работать с глиной?
- У нас хорошая, сильная профессиональная школа. Но в первую очередь все же глину рассматривают как часть декоративно-прикладных ремесел, а не искусства. И сейчас некоторые живописцы-монументалисты отказывают керамистам в звании художника, именуя их в лучшем случае ремесленниками. А учиться я начала гораздо раньше поступления в вуз. Настолько раньше, что еще учась в 8 классе я получала приглашения провести открытые уроки (сейчас бы сказали, мастер-классы) для студентов нашего худграфа, потому что те тонкости, до которых я уже к тому времени дошла опытным путем, там не преподавались. И узнать о них было неоткуда, потому что таких книг по технологии керамики, как, например, книг по мастерству рисунка, просто-напросто нет.
И я с удовольствием приходила и объясняла на практике студентам, как загибать пласт, как использовать перспективу при использовании в работах архитектурных элементах, как делать из глины волосы персонажам, как прорезать веки, чтобы глаза казались живыми… За каждый такой урок я в качестве гонорара получала от преподавателя вуза колобок фаянсовой глины размером с кулак и два маленьких флакончика глазурей. И была безмерно счастлива этому, потому что качественных материалов для работы было не достать! Это же не просто дефицит был, а ДЕФИЦИТ!

Возможно, керамистов, работающих с пластом, в нашем регионе еще так мало еще и потому, что наша местная красная глина для этого не подходит. Чтобы добиться необходимой равномерной текстуры, я по нескольку раз протирала ее сквозь старый капроновый чулок – на нем сетка плетения мельче, чем на марле. Но даже протертая почти до кремового состояния, наша глина раз за разом коварно «взрывалась» и трескалась при обжиге. Для работы была нужна фаянсовая глина, которая идет на фарфор. Но в Ижевске ее было невозможно достать – как и глазури и смальту, впрочем.
Сейчас я каждый год езжу в Москву, где всего в паре специальных мест можно купить фаянсовую глину, и возвращаюсь в Ижевск, нагруженная ею настолько, что взрослые мужчины охают, когда пытаются поднять мои сумки. А что поделаешь, если у меня там в буквальном смысле кирпичи, только еще необожженные!


P1060008 - копия

- Ты упомянула, что в первые годы работы с глиной нашла свой стиль. Зрители его часто называют «добрым» и «сказочным»: на твоих картинах птицы вьют гнезда в волосах улыбчивых домовых, ласковые девочки встречаются с единорогами, тихо и нежно улыбаются ангелы, радуются жизни коты, ежи и мышата. Почему ты выбрала именно эти темы?
- Мне было важно преобразить глину, найти связь между этим материалом и великими мифами, согласно которым глина была той первоосновой, из которой был создан весь мир. Эти мифы – о преобразовании материи силой творчества, одухотворения. Участвуя в этом мифе, художник сам становится Творцом. Глина сама по себе ведь, прямо скажем, похожа на какашки и грязь. Когда плотную красную глину мнешь в руках, а она, будучи пластичной, принимает в пальцах форму характерных «собачьих радостей», иной раз думаешь: наверное, со стороны это неприятно смотрится. И самым простым было бы следовать по тому пути, который подсказывает природная фактура глины: создавать «какашечное» искусство. Насколько мне легче было бы поставить в выставочном зале несколько тазов с замешанной глиной, раздеться догола, устроить перформанс, самой перемазаться с ног до головы и зрителей измазать! Минутное дело, и я уже современный художник-перформер. Или налепить абстрактные кучки, быстренько обжечь, и получившиеся «лепехи» объявить метафорой нашей сегодняшней жизни. Ценители актуального искусства, наверное, мне бы за это «творчество» еще и платили. Но миссия художника на земле – воссоздавать высший замысел по преображению хаоса и некрасоты в гармонию и красоту. И я хочу, чтобы похожая на грязь и нечистоты глина, пройдя через руки художника – мои руки – стала выражать самые важные идеи и чувства: любовь, тепло сочувствия, утешение, веру в чудо, надежду. Поэтому я дала себе слово, что всю жизнь буду делать только добрые работы.

DSCN4245 - копия

- Я знаю, что источниками новых сюжетов для тебя часто служат путешествия.
- Да, каждый год я стараюсь бывать в Крыму, потому что остатки античной культуры, соединение стихий моря, неба и земли, удивительные цвета крымской природы дают ни с чем несравнимое вдохновение. Подмосковная усадьба Талашкино, связанная с русским Серебряным веком, дала толчок к созданию работ, стилизованных под эстетику модерна и отсылающих к русской мифологии с ее птицами – теми, что зовутся Сирин, Алконост и Гамаюн. А после путешествия по Тибету появился ряд философских работ, и я начала использовать в картинах слюду, которую сама собирала в тибетских горах. Сейчас я собираюсь в Индию, и не знаю, какой я вернусь оттуда. А пока вместо меня в Ижевске останутся мои работы. Это даже лучше, чем я сама.

DSCN9085
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

December 2015

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 31  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2017 08:39 am
Powered by Dreamwidth Studios